Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более компаний, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях.
Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью.
Предприниматели нередко предпочитают вместо одной крупной корпорации создать несколько более мелких коммерческих организаций, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных. Благодаря этому может быть получена определенная экономия на налоговых платежах; ввиду дробления и ограничения юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм приложения капитала и рынков сбыта, обеспечивается стабильность в поставке сырья, материалов и полуфабрикатов.
Общая идея консолидации достаточно проста.
Имеется группа самостоятельных в юридическом, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом плане компаний.
Одна из этих компаний играет доминирующую роль и называется материнской; другие компании в определенном смысле играют подчинительную роль и называются дочерними. Составление консолидированной отчетности позволяет получить представление о финансовом состоянии и результатах деятельности группы в целом. При этом каждая юридически самостоятельная компания, входящая в состав этой группы (корпоративной семьи), обязана вести бухгалтерский учет собственных операций и оформлять их результаты в виде финансовой отчетности.
Таким образом, консолидированной отчетности присущи две основные особенности:
Во-первых, она не является отчетностью юридически самостоятельной коммерческой организации.
Ее цель - не выявление налогооблагаемой прибыли, а лишь получение общего представления о деятельности корпоративной семьи, т.е. она имеет явно выраженную аналитическую направленность.
Во-вторых, консолидация не есть простое суммирование одноименных статей финансовой отчетности компаний группы. Сделки между членами корпоративной семьи не включают в консолидированную отчетность; показывают только активы и обязательства, доходы и расходы от операций с третьими лицами.
Любые внутрикорпоративные финансово-хозяйственные операции идентифицируются и в процессе консолидации исключаются.