Хозяйственный учет - это это количественное отражение и качественная характеристика всех сторон хозяйственной деятельности с целью её изучения, контроля и управления.
В состав хозяйственного учета входят три вида: оперативный, статистический и бухгалтерский, каждый из которых выполняет свои задачи, но все три представляют собой единую систему учета.
Оперативный учет осуществляется для повседневного текущего руководства и управления предприятием, участками, производствами, цехами.
С помощью оперативного учета управленческому персоналу поступает информация о движении материальных ресурсов на предприятии об объемах выпущенной продукции, ее продаже, о наличии производственных запасов.
Источником информации для получения таких сведений могут быть как документы, так и данные, полученные по телефону, телетайпу, факсу, в устной форме.
Оперативный учет может прерываться во времени, и надобность в нем появляется по мере необходимости.
Статистический учет изучает явления, носящие обобщающий, массовый характер в различных областях хозяйства, экономики, науки, образования.
Статистика собирает и обобщает информацию о состоянии экономики, тенденциях ее развития, движении рабочей силы, товаров, ценных бумаг, материальных запасов, численности и составе населения по возрасту, полу, профессиям.
Статистика широко использует выборочный метод наблюдения и регистрации, осуществляет единовременный учет и переписи.
Для этих целей она применяет информацию бухгалтерского и оперативного учета.
Бухгалтерский учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов, как в денежном выражении, так и в натуральных показателях.
Основной целью хозяйственного учета является формирование качественной (полной, достоверной) и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, необходимой для управления и становления рыночной экономики, для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях, для определения поведения предприятия на рынке, выявления положения предприятий-конкурентов.